На главную

Законы

Кодексы

Конституции

Список всех разделов

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Раздел 5

Раздел 6

Раздел 7

Конституция Республики Татарстан.

Раздел 4. Организация Государственной власти.

Гдава 1. Государственный Совет Республики Татарстан.

Статья 67

Государственный Совет Республики Татарстан - парламент Республики Татарстан является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти Республики Татарстан.

Статья 68

Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.

Статья 69

1. Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 50 депутатов.

2. Депутатом Государственного Совета Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, достигший 21 года.

3. Порядок выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан определяется законом Республики Татарстан.

Статья 70

1. Депутаты Государственного Совета работают на профессиональной постоянной основе.

2. Депутат Государственного Совета в течение срока своих полномочий не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации и государственные должности Республики Татарстан, не может находиться на государственной службе или муниципальной службе, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Депутат Государственного Совета не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4. Депутат Государственного Совета не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

5. Депутат Государственного Совета ответствен перед избирателями и им подотчетен. Депутат Государственного Совета, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван ими в установленном законом порядке.

Статья 71

1. Депутат Государственного Совета в соответствии с федеральным законом обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

2. Вопрос о лишении депутата Государственного Совета неприкосновенности решается в соответствии с федеральным законом.

Статья 72

Депутат Государственного Совета на заседаниях Государственного Совета имеет право обратиться с запросом к Президенту Республики Татарстан, Председателю Государственного Совета Республики Татарстан, Премьер-министру, министрам, руководителям других органов, образуемых или избираемых Государственным Советом (кроме судов). Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или, по требованию депутата Государственного Совета, письменный ответ в порядке и сроки, установленные законом.

Статья 73

1. Государственный Совет Республики Татарстан созывается на первое заседание не позднее чем через тридцать дней после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Совета.

2. Первое после выборов заседание Государственного Совета Республики Татарстан открывает и ведет до избрания Председателя Государственного Совета старейший по возрасту депутат Государственного Совета.

Статья 74

1. Основной формой работы Государственного Совета Республики Татарстан являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Государственного Совета.

2. Для обеспечения работы Государственного Совета Республики Татарстан избирается Президиум и образуются комитеты Государственного Совета.

3. Порядок деятельности Государственного Совета Республики Татарстан определяется Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 75

К ведению Государственного Совета Республики Татарстан относятся:

1) принятие Конституции Республики Татарстан, внесение в нее изменений и дополнений;

2) законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан;

3) толкование законов Республики Татарстан;

4) участие в определении внутренней политики и направлений внешней деятельности Республики Татарстан;

5) утверждение бюджета Республики Татарстан и отчета о его исполнении, рассмотрение проекта консолидированного бюджета Республики Татарстан;

6) утверждение программ социально-экономического развития Республики Татарстан;

7) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов Республики Татарстан, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов;

8) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Татарстан;

9) установление порядка организации и деятельности республиканских органов государственной власти;

10) избрание Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, заместителей Председателя и Секретаря Государственного Совета Республики Татарстан из числа депутатов Государственного Совета;

11) избрание Президиума Государственного Совета, образование и избрание комитетов Государственного Совета из числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан;

12) утверждение схемы управления Республики Татарстан, определение структуры Кабинета Министров Республики Татарстан;

13) назначение референдума Республики Татарстан;

14) назначение выборов в Государственный Совет Республики Татарстан;

15) назначение выборов Президента Республики Татарстан;

16) принятие решения о недоверии Президенту Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан;

17) утверждение по представлению Президента Республики Татарстан кандидатуры Премьер-министра; согласование предложений Президента Республики Татарстан о назначении заместителей Премьер-министра, об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Татарстан;

18) выражение недоверия Премьер-министру Республики Татарстан и его заместителям;

19) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления и определение порядка деятельности органов местного самоуправления;

20) избрание судей Конституционного суда Республики Татарстан; назначение Председателя и заместителя Председателя Конституционного суда Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан;

21) избрание мировых судей Республики Татарстан;

22) избрание Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;

23) назначение половины членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;

24) утверждение схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан;

25) установление административно-территориального устройства Республики Татарстан и порядка его изменения;

26) решение вопросов, связанных с изменением границы Республики Татарстан;

27) согласование кандидатуры на должность Прокурора Республики Татарстан;

28) назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Татарстан в соответствии с законом;

29) учреждение государственных наград Республики Татарстан, установление почетных званий Республики Татарстан;

30) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан.

Статья 76

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Татарстан, депутатам Государственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного Совета, Кабинету Министров Республики Татарстан, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Татарстан, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан по вопросам их ведения.

2. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Татарстан, рассматриваются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан либо при наличии его заключения. Указанное заключение Президента Республики Татарстан представляется в тридцатидневный срок со дня получения законопроекта.

Статья 77

1. Государственный Совет Республики Татарстан принимает законы и постановления.

2. Законы Республики Татарстан принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, если иное не предусмотрено настоящей Конституцией.

3. Постановления Государственного Совета Республики Татарстан принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Совета, если иное не предусмотрено настоящей Конституцией.

Статья 78

Проекты законов Республики Татарстан и другие наиболее важные вопросы государственной жизни республики решением Государственного Совета могут быть вынесены на народное обсуждение Республики Татарстан.

Статья 79

1. Принятый Государственным Советом закон Республики Татарстан в течение четырнадцати календарных дней направляется Президенту Республики Татарстан.

2. Президент Республики Татарстан подписывает и обнародует закон Республики Татарстан либо отклоняет указанный закон в течение четырнадцати календарных дней с момента его поступления.

3. В случае отклонения Президентом Республики Татарстан закона Республики Татарстан указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета.

4. Закон Республики Татарстан, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Президентом Республики Татарстан и подлежит подписанию и обнародованию в семидневный срок.

Статья 80

1. Законы Республики Татарстан принимаются и публикуются на татарском и русском языках.

2. Тексты законов на татарском и русском языках проходят идентификацию.

Статья 81

Государственный Совет Республики Татарстан в пределах и формах, установленных Конституцией и законами Республики Татарстан, осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Татарстан, исполнением бюджета Республики Татарстан, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Татарстан.

Статья 82

1. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Государственный Совет и председательствует на его заседаниях, организует работу Государственного Совета, представляет Государственный Совет в отношениях с другими органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти, парламентами других государств, общественными объединениями, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан.

2. Заместители Председателя Государственного Совета выполняют по уполномочию Председателя Государственного Совета отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

3. Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Аппарат Государственного Совета.

Статья 83

1. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан обеспечивает организацию работы Государственного Совета. Президиум подотчетен Государственному Совету.

2. В состав Президиума Государственного Совета входят Председатель, заместители Председателя, Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан и депутаты Государственного Совета, избираемые Государственным Советом.

3. Президиум Государственного Совета возглавляет Председатель Государственного Совета.

4. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан принимает постановления.

Статья 84

Президиум Государственного Совета Республики Татарстан:

1) созывает сессии Государственного Совета и организует подготовку его заседаний;

2) координирует деятельность комитетов и комиссий, создаваемых Государственным Советом;

3) оказывает содействие депутатам Государственного Совета в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;

4) организует подготовку и проведение народных обсуждений проектов законов Республики Татарстан и других наиболее важных вопросов государственной жизни республики;

5) публикует постановления Государственного Совета и постановления Президиума Государственного Совета;

6) решает другие вопросы организации работы Государственного Совета.

Статья 85

По истечении срока полномочий Государственного Совета Президиум Государственного Совета Республики Татарстан организует созыв и подготовку первого после выборов заседания Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 86

1. Государственный Совет из числа депутатов образует комитеты для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Совета.

2. Порядок образования, организации, деятельности и компетенция комитетов Государственного Совета определяются законом.

3. Государственный Совет при необходимости проводит парламентские расследования, создает ревизионные и иные комиссии.

Статья 87

Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия которой определяются законом.

Статья 88

1. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия Государственным Советом решения о самороспуске;

2) роспуска Государственного Совета Президентом Республики Татарстан в соответствии с законом;

3) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Решение Государственного Совета Республики Татарстан о самороспуске принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Совета.

3. При принятии решения о самороспуске Государственный Совет Республики Татарстан одновременно назначает внеочередные выборы в Государственный Совет, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня вступления в силу решения о самороспуске Государственного Совета Республики Татарстан.

4. Президент Республики Татарстан вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан в случае принятия Государственным Советом закона Республики Татарстан, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным законам, Договору Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", если такие противоречия установлены судебным решением, а Государственный Совет Республики Татарстан не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

5. При досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан Президент Республики Татарстан одновременно назначает внеочередные выборы в Государственный Совет, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан.

Глава 2. Президент Республики Татарстан.

Статья 89

Президент Республики Татарстан является главой государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан.

Статья 90

Президент Республики Татарстан выступает гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан, соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан, а также международных соглашений Республики Татарстан, Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и договоров Республики Татарстан и субъектов Российской Федерации.

Статья 91

1. Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан не моложе тридцати лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Татарстан.

2. Президент Республики Татарстан избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Президент Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.

4. Порядок выборов Президента Республики Татарстан определяется законом Республики Татарстан.

5. Одно и то же лицо не может избираться на должность Президента Республики Татарстан более двух сроков подряд.

Статья 92

Президент Республики Татарстан не может быть одновременно депутатом представительного органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 93

1. Президент Республики Татарстан вступает в должность не позднее одного месяца со дня официального объявления о результатах выборов Президента Республики Татарстан.

2. Президент Республики Татарстан приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Республики Татарстан.

3. Президент Республики Татарстан при вступлении в должность приносит присягу на верность народу и Конституции Республики Татарстан. Текст присяги Президента Республики Татарстан при вступлении в должность утверждается Государственным Советом Республики Татарстан.

4. Присяга приносится в торжественной обстановке на двух государственных языках в присутствии депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, членов Кабинета Министров Республики Татарстан, судей Конституционного суда Республики Татарстан и других приглашенных лиц.


5. Президент Республики Татарстан имеет Штандарт (флаг) Президента Республики Татарстан - символ президентской власти в Республике Татарстан.

Статья 94

1. Президент Республики Татарстан:

1) обеспечивает права и свободы граждан Республики Татарстан, суверенитет Республики Татарстан, общественную безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;

2) возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и обеспечивает их взаимодействие с Государственным Советом Республики Татарстан, руководит деятельностью Кабинета Министров Республики Татарстан, принимает решение об отставке Кабинета Министров Республики Татарстан;

3) определяет внутреннюю политику и направления внешней деятельности Республики Татарстан;

4) представляет Государственному Совету Республики Татарстан ежегодно на рассмотрение и утверждение проекты законов о бюджете Республики Татарстан и о его исполнении, представляет Государственному Совету Республики Татарстан ежегодно на рассмотрение проект консолидированного бюджета Республики Татарстан;

5) представляет Государственному Совету Республики Татарстан программы социально-экономического развития Республики Татарстан, а также отчеты об их исполнении;

6) обращается к Государственному Совету Республики Татарстан с ежегодным посланием о внутреннем и внешнем положении республики, информирует Государственный Совет о важных вопросах жизни республики;

7) формирует Кабинет Министров Республики Татарстан, вносит предложения в Государственный Совет Республики Татарстан об утверждении кандидатуры Премьер-министра Республики Татарстан, назначает по согласованию с Государственным Советом Республики Татарстан заместителей Премьер-министра, назначает министров, председателей государственных комитетов, руководителей иных органов исполнительной власти Республики Татарстан, являющихся членами Кабинета Министров Республики Татарстан. Освобождает от должности Премьер-министра Республики Татарстан и членов Кабинета Министров Республики Татарстан. Вносит Государственному Совету Республики Татарстан предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Татарстан;

8) формирует систему исполнительных органов государственной власти на территории Республики Татарстан в соответствии с законом;

9) представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;

10) назначает половину членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;

11) согласовывает кандидатуру на должность Прокурора Республики Татарстан;

12) представляет Республику Татарстан в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей, при этом подписывает договоры и соглашения от имени Республики Татарстан; назначает и отзывает представителей Республики Татарстан в Российской Федерации, ее субъектах, в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств, а также в иностранных государствах и международных организациях;

13) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Татарстан;

14) подписывает законы Республики Татарстан либо отклоняет законы, принятые Государственным Советом Республики Татарстан. В случае отклонения закона Президент возвращает его со своими возражениями в Государственный Совет Республики Татарстан для повторного рассмотрения. Если Президент в четырнадцатидневный срок не вернул закон на повторное рассмотрение, он обязан подписать закон. Подписанные законы обнародуются Президентом;

15) отменяет постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан в случае противоречия их Конституции Российской Федерации, Конституции и законам Республики Татарстан, федеральному законодательству, указам Президента Республики Татарстан;

16) награждает государственными наградами Республики Татарстан;

17) учреждает и вручает премии Республики Татарстан;

18) образует комиссию по рассмотрению вопросов помилования в Республике Татарстан и вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего не снятую судимость;

19) вправе требовать созыва внеочередного заседания Государственного Совета Республики Татарстан;

20) вправе участвовать в работе Государственного Совета Республики Татарстан и его Президиума;

21) утверждает положение о символе президентской власти в Республике Татарстан;

22) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Татарстан, федеральными законами, а также вытекающие из международных и внешнеэкономических обязательств Республики Татарстан.

2. Президент Республики Татарстан для осуществления своих функций образует Аппарат Президента.

Статья 95

Президент Республики Татарстан на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", федеральных законов, законов Республики Татарстан, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.

Статья 96

Честь и достоинство Президента Республики Татарстан охраняются законом.

Статья 97

1. Полномочия Президента Республики Татарстан прекращаются досрочно в случае:

1) его отставки по собственному желанию;

2) его отставки в связи с выражением ему недоверия Государственным Советом Республики Татарстан;

3) его отзыва избирателями в соответствии с законом;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Государственный Совет Республики Татарстан вправе выразить недоверие Президенту Республики Татарстан в случае: издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным законам, законам Республики Татарстан, Договору Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", если такие противоречия установлены судебным решением, а Президент Республики Татарстан не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федерального законодательства, законов Республики Татарстан, Договора Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

3. Решение Государственного Совета Республики Татарстан о недоверии Президенту Республики Татарстан принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

4. Решение Государственного Совета Республики Татарстан о недоверии Президенту влечет за собой отставку Президента Республики Татарстан.

5. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Республики Татарстан Государственный Совет Республики Татарстан назначает внеочередные выборы Президента Республики Татарстан, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президента Республики Татарстан.

Статья 98

1. В случае временного отсутствия Президент Республики Татарстан может возложить исполнение своих обязанностей на Премьер-министра Республики Татарстан.

2. Во всех случаях, когда Президент Республики Татарстан не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Премьер-министр Республики Татарстан.

3. Исполняющий обязанности Президента Республики Татарстан не имеет права распускать Государственный Совет Республики Татарстан, вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, инициировать проведение референдума, а также по собственной инициативе освобождать членов Кабинета Министров Республики Татарстан от должности.

Глава 3. Кабинет Министров Республики Татарстан.

Статья 99

1. Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан.

2. Компетенция Кабинета Министров Республики Татарстан, порядок его деятельности, отношения с другими органами государственной власти Республики Татарстан определяются законом Республики Татарстан.

Статья 100

Кабинет Министров Республики Татарстан состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.

Статья 101

1. Кабинет Министров Республики Татарстан ответствен перед Президентом Республики Татарстан.

2. Вновь образованный Кабинет Министров Республики Татарстан представляет Государственному Совету Республики Татарстан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.

3. Кабинет Министров Республики Татарстан по отдельным вопросам отчитывается о своей работе перед Государственным Советом Республики Татарстан.

4. Государственный Совет Республики Татарстан может выразить недоверие Премьер-министру Республики Татарстан, заместителям Премьер-министра, что влечет их отставку. Постановления по этим вопросам принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 102

Кабинет Министров Республики Татарстан:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2) разрабатывает проект бюджета Республики Татарстан, проекты программ социально-экономического развития Республики Татарстан, составляет проект консолидированного бюджета Республики Татарстан;

3) обеспечивает исполнение бюджета Республики Татарстан, готовит отчет о его исполнении и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Татарстан, составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Татарстан;

4) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Татарстан, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, культуры, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, охраны природы и экологии; способствует осуществлению мер по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики, реализации общегосударственной политики оплаты труда;

5) управляет и распоряжается собственностью Республики Татарстан в соответствии с законами Республики Татарстан, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республики Татарстан в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) осуществляет внешнеэкономическую деятельность;

7) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Кабинете Министров;

8) утверждает положения о министерствах, государственных комитетах и ведомствах Республики Татарстан;

9) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Республики Татарстан, а также вправе обратиться в суд;

10) заключает в соответствии с федеральным законом соглашения с федеральными органами исполнительной власти о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

11) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Статья 103

Кабинет Министров Республики Татарстан обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.

Статья 104

Кабинет Министров Республики Татарстан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Республики Татарстан, других подведомственных ему органов исполнительной власти Республики Татарстан.

Статья 105

1. Кабинет Министров Республики Татарстан объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Татарстан и других подведомственных ему органов исполнительной власти Республики Татарстан.

2. Министерства, государственные комитеты и другие исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан реализуют государственную политику в соответствующих отраслях управления или на межотраслевом уровне.

Глава 4. Судебная власть. Прокуратура.

Статья 106

1. Правосудие в Республике Татарстан осуществляется только судом.

2. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Статья 107

Судебная власть в Республике Татарстан осуществляется Конституционным судом Республики Татарстан, федеральными судами общей юрисдикции, Арбитражным судом Республики Татарстан и мировыми судьями.

Статья 108

1. Конституционный суд Республики Татарстан состоит из шести судей Конституционного суда, избираемых из числа граждан в Республике Татарстан не моложе 25 лет, имеющих высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

2. Кандидатов в судьи Конституционного суда представляют Государственному Совету Республики Татарстан Президент Республики Татарстан и Председатель Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве.

3. Судьи Конституционного суда вносят на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан предложения по кандидатам на должности Председателя и заместителя Председателя Конституционного суда.

4. Компетенция, порядок организации и деятельности Конституционного суда, статус его судей определяются федеральным законом, законом Республики Татарстан.

Статья 109

1. Конституционный суд Республики Татарстан в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории по запросам Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, его Президиума и комитетов, одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан и органов местного самоуправления рассматривает дела о конституционности:

1) законов Республики Татарстан;

2) нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов государственной власти Республики Татарстан;

3) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

4) не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан.

2. Конституционный суд Республики Татарстан по запросам Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, его комитетов, одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан дает толкование Конституции Республики Татарстан.

3. Конституционный суд рассматривает споры о компетенции:

1) между органами государственной власти Республики Татарстан;

2) между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления;

3) между органами местного самоуправления.

4. Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.

5. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования решения Конституционного суда Республики Татарстан.

6. Решение Конституционного суда Республики Татарстан, принятое в пределах его полномочий, является окончательным, не может быть пересмотрено иным судом.

Статья 110

Федеральными судами общей юрисдикции являются Верховный суд Республики Татарстан и районные (городские) и военные суды.

Статья 111

1. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции Республики Татарстан и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок избрания на должность мировых судей устанавливаются соответствующими законами.

Статья 112

1. Арбитражный суд Республики Татарстан является судебным органом, осуществляющим правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Арбитражного суда Республики Татарстан устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 113

Судопроизводство и делопроизводство в судах в Республике Татарстан ведутся в соответствии с федеральным законом.

Статья 114

1. Прокурор Республики Татарстан назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Президентом Республики Татарстан и Государственным Советом Республики Татарстан.

2. Прокурор Республики Татарстан и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов, законов Республики Татарстан.

3. Полномочия, порядок организации и деятельности прокуратуры Республики Татарстан устанавливаются федеральным законом.

Статья 115

1. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотренных законом, - другие юридические организации и отдельные граждане.

2. Порядок организации и деятельности адвокатуры в Республике Татарстан определяется законом.

<< Назад | Вперед >>