На главную

Законы

Кодексы

Конституции

Список всех глав

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Конституция Республики Дагестан

Глава 4. Народное Собрание

Статья 71.

Народное Собрание – парламент Республики Дагестан – представительный и законодательный орган государственной власти Республики Дагестан.

Статья 72.

Народное Собрание Республики Дагестан состоит из 121 депутата, избранного прямым, всеобщим и тайным голосованием гражданами, обладающими избирательным правом.
В Народном Собрании гарантируется представительство всех народов Дагестана. Порядок избрания депутатов и механизм обеспечения такого представительства устанавливаются законом.

Статья 73.

Народное Собрание избирается сроком на 4 года.

Статья 74.

Депутатом Народного Собрания может быть избран гражданин Республики Дагестан, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Депутат Народного Собрания не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Депутат Народного Собрания не может входить в состав Государственного Совета Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан.

Статья 75.

Депутаты Народного Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия Народного Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Указанные ограничения не распространяются на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутатов, не связанные с осуществлением ими своих полномочий.

(в ред. Закона РД от 25.09.2000 № 15)

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Прокурора Республики Дагестан Народным Собранием.

Статья 76.

Народное Собрание собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания не менее двух третей установленного числа депутатов.
Государственный Совет Республики Дагестан может созвать заседание Народного Собрания ранее этого срока.
Первое заседание Народного Собрания открывает и до избрания Председателя Народного Собрания ведет старейший по возрасту депутат.
С момента начала работы Народного Собрания нового созыва полномочия Народного Собрания прежнего созыва прекращаются.

Статья 77.

Народное Собрание собирается на сессии не менее одного раза в месяц, за исключением периода парламентских каникул.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Народного Собрания по инициативе Председателя Народного Собрания, либо не менее одной трети депутатов Народного Собрания, либо Государственного Совета Республики Дагестан.
Заседания Народного Собрания являются открытыми В случаях, предусмотренных Регламентом, Народное Собрание вправе проводить закрытые заседания.

Статья 78.

Народное Собрание избирает из своего состава Председателя Народного Собрания и его заместителей.
Председатель Народного Собрания и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком парламента в соответствии с принятым Народным Собранием Регламентом.
Народное Собрание Республики Дагестан для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Народного Собрания, осуществления контрольных полномочий избирает из числа депутатов комитеты и их председателей.
Часть депутатов, избранных в состав каждого из комитетов, работает в Народном Собрании на постоянной профессиональной основе.
Организация, порядок деятельности и компетенция комитетов определяются законом.
Народное Собрание в необходимых случаях создает следственные, ревизионные и иные комиссии по вопросам ведения парламента.

Статья 79.

Для координации законопроектной и контрольной деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний Народного Собрания Республики Дагестан формируется Президиум Народного Собрания Республики Дагестан в составе Председателя Народного Собрания, его заместителей и председателей комитетов Народного Собрания.

Статья 80.

Для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета Народное Собрание образует Счетную палату, порядок деятельности которой определяется республиканским законом.

Статья 81.

К ведению Народного Собрания относятся:

1) внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Дагестан, за исключением 1, 2 и 10 ее глав, принятие законов, внесение в них изменений и дополнений;

2) определение совместно с Государственным Советом основных направлений внутренней и внешней политики республики;


3) утверждение изменения границ Республики Дагестан, решение вопросов административно-территориального устройства Республики Дагестан;

4) дача согласия для назначения на должность Председателя Правительства Республики Дагестан;

5) назначение на должность и освобождение от должности судей Конституционного Суда Республики Дагестан, назначение на должность мировых судей, дача согласия для назначения на должности судей Верховного Суда Республики Дагестан, Арбитражного Суда Республики Дагестан, районных, городских судов;

(в ред. Закона РД от 25.09.2000 № 15)

6) дача согласия для назначения на должность Прокурора Республики Дагестан;

(в ред. Закона РД от 25.09.2000 № 15)

7) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов;

8) дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности руководителя республиканского управления Центрального банка;

9) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

10) выдвижение обвинения против Председателя Государственного Совета Республики Дагестан, членов Государственного Совета Республики Дагестан для отрешения их от должности;

11) решение вопроса о доверии Правительству Республики Дагестан;

12) назначение выборов в Народное Собрание и образование Центральной избирательной комиссии; назначение выборов в органы местного самоуправления;

13) утверждение государственного бюджета Республики Дагестан и отчета о его исполнении;

14) принятие республиканских программ социально-экономического развития Республики Дагестан;

15) рассмотрение вопросов национального развития и межнациональных отношений народов Дагестана;

16) утверждение Указа Государственного Совета Республики Дагестан о введении чрезвычайного положения;

17) осуществление законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;

18) созыв Конституционного Собрания;

19) учреждение государственных наград, установление специальных и почетных званий, классных чинов;

20) официальное толкование законов Республики Дагестан;

21) ратификация и денонсация договоров и соглашений, заключенных от имени республики;

22) осуществление контрольных и иных полномочий, возложенных на него Конституцией Республики Дагестан.

При рассмотрении вопросов, касающихся изменения сложившегося административно-территориального устройства, а также демографической, языковой, социально-экономической и культурной среды проживания народов Дагестана, в случае несогласия депутата или группы депутатов от данной территории с предложенным проектом решение принимается после согласительных процедур большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Народного Собрания.
Народное Собрание принимает законы и постановления и контролирует их исполнение.
Законы и постановления Народного Собрания принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Народного Собрания, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Республики Дагестан.

Статья 82.

Право законодательной инициативы принадлежит Государственному Совету Республики Дагестан, депутатам Народного Собрания, Правительству Республики Дагестан, депутатам Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Дагестан.
Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Республики Дагестан, Верховному Суду Республики Дагестан и Высшему Арбитражному Суду Республики Дагестан по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в Народное Собрание.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Республики Дагестан.

Статья 83.

Принятый республиканский закон в течение пяти дней направляется Председателю Государственного Совета Республики Дагестан для подписания и обнародования.
Если Председатель Государственного Совета Республики Дагестан в течение четырнадцати дней с момента поступления республиканского закона отклонит его, то Народное Собрание в установленном Конституцией Республики Дагестан порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении республиканский закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Народного Собрания, он подлежит подписанию Председателем Государственного Совета Республики Дагестан в течение семи дней и обнародованию.

Статья 84.

Народное Собрание вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии актов органов представительной и исполнительной власти Российской Федерации Конституции Российской Федерации, Федеративному и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.

(в ред. Закона РД от 25.09.2000 № 15)

Статья 85.

Народное Собрание Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о соответствии актов Государственного Совета Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан Конституции Республики Дагестан. До рассмотрения запроса Конституционным Судом Республики Дагестан Народное Собрание вправе приостановить действие этого акта.

Статья 86.

Председатель Народного Собрания Республики Дагестан:

1) организует подготовку сессий Народного Собрания Республики Дагестан и ведет его заседания;

2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Народным Собранием Республики Дагестан, подписывает принятые им постановления;

3) представляет Народному Собранию Республики Дагестан кандидатуры для избрания на должности заместителей Председателя Народного Собрания, руководителей комитетов и комиссий Народного Собрания, Руководителя Аппарата Народного Собрания;

4) обеспечивает взаимодействие парламента с другими органами власти и управления, вправе участвовать в заседаниях Государственного Совета Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан;

5) координирует деятельность комитетов и комиссий обеспечивает их взаимодействие;

6) решает другие вопросы, возложенные на него Конституцией и законами Республики Дагестан.

<< Назад | Вперед >>